воскресенье, 24 июня 2012 г.

Паровые автомобили



XIX век по праву называют "веком пара". Паровая машина получила тогда самое широкое распространение и считалась универсальным двигателем, который использовался во всех областях техники. Не составил исключения и транспорт. Железные дороги сделали доступными самые отдаленные окраины, пароходные линии связали материки. Расстояния перестали препятствовать общению людей. Исключением было, пожалуй, передвижение не по железным, а по обычным дорогам, где основной тягловой силой были лошади.
Конструкторы и изобретатели XIX века предложили первые паромобили — экипажи, передвигавшиеся силой пара. К 30-м годам прошлого столетия только в Англии по дорогам передвигалось до сотни таких машин самой различной конструкции. Когда речь заходит о паромобилях, то говорят обычно о проектах и экипажах, создававшихся за границей. Чаще всего умалчивают об отечественных достижениях в этой области.
На протяжении XIX века более 50 изобретателей обращались в России в различные государственные инстанции с проектами использования паромобилей. Были изготовлены и опытные образцы, на многие из них были взяты "привилегии", т. е., говоря современным языком, патенты. Одним из первых разработчиков идеи парового сухопутного экипажа был петербургский лафетный мастер Казимир Янкевич. В сентябре 1830 года он вместе со своими коллегами подал заявку на выдачу ему привилегии на введение в стране "быстрокатов". Янкевич считал возможым наладить регулярное сообщение между крупнейшими экономическими центрами страны. Его экипаж имел оригинальную конструкцию и был снабжен трубчатым котлом. Котел состоял более чем из сотни "кованых прочных трубок". По мнению автора, такая конструкция обеспечивала должную безопасность экипажа. Некоторые исследователи считают, чтоЯнкевичу принадлежит приоритет в использовании трубчатых котлов на транспорте. Быстрокат должен был развивать неслыханную по тем временам скорость — 30 верст в час. Пассажиры должны были располагаться в прицепных "крытых повозках".  Учитывалась и суровость русских зим: для отопления пассажирских помещений предлагалось использовать подвод тепла непосредственно от котла по специальным трубопроводам. Проект Ян-кевича рассматривался на Комиссии проектов и смет Главного Управления путей сообщения, он был признан удачным во многих отношениях и... отклонен.
Идея "паромобильных сообщений" в России на протяжении 30-х годов XIX века выдвигалась неоднократно. Подавляющее большинство проектов предусматривало организацию рейсов паровых экипажей между столицами, но, как правило, они бывали недостаточно разработаны как с технической, так и с экономической стороны. Исключение составляет предложение Василия Петровича Гурьева, который в первой половине 30-х годов создал проект постройки в России сети мощеных дорог, которые свяжут главные экономические районы страны, например Петербург с Рыбинском и Вологдой, Могилевом, Киевом, Одессой, Москвой, Ригой, Варшавой и т. д. Дороги эти покрывались так называемой "торцевой мостовой", посреди которой устраивались специальные желоба — "колесопро-воды" из металла. 
По дорогам, оснащенным подобным образом, должны были ходить "сухопутные пароходы", т. е. паромобильные поезда. Тягловой силой служили паровые тягачи, построенные по типу известного английского паровика "Ин-терпрайз"Хэнкока. Гурьев, правда, специально оговаривал, что "наши пароходы будут иметь большой диаметр колес и широкие шины. Этот диаметр может быть в задних колесах до 3-х аршин... а в передних — до 1 аршина 6 вершков, и они будут вращаться свободно по кругу, передней оси, как в обыкновенных каретах".
Для обеспечения безопасности пассажиров и сохранности грузов автор считал необходимым снабдить свои "пароходы" пневматическими сцепками и тормозами. Будучи человеком богатым и влиятельным, Гурьев добился рассмотрения своего проекта на заседании Комитета Министров, которое состоялось 19 марта 1835 года. Но ему удалось лишь добиться ссуды на издание книги с изложением своих идей. Она вышла в Петербурге в 1836—1837 годах. В ней, в частности, говорилось: "Мы основываем все наши виды будущего процветания России в машинах..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий